Воскресенье, 19.05.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Медицинская зоология

Создание музейной экспозиции

 

1 этап. Создание «копий» амфибий.

Одним из важнейших направлений в работе зоологов является создание наглядных коллекций: чучела, тушки, скелеты и т.п. В частности, для изготовления наглядных коллекций земноводных часто используют влажные препараты.

Влажный препарат - гребенчатый тритон из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Данный способ неплохо подходит для сохранения научного материала, однако использовать его для визуальных, наглядных коллекций не очень удачно. Связано это прежде всего с потерями в окраске тел амфибий и их деформацией. Также прекрасно известно, что изготовление чучел из амфибий всегда считалась самой сложной и трудоемкой задачей.

Чучела амфибий, сделанные венгерским таксидермистом Ференцом Мере (Ferenc Mere).

В связи со сложностями изготовления чучел и недостатками влажных препаратов, я предлагаю дополнительный простой способ изготовления наглядных коллекций амфибий. Путем недолгих размышлений я решил попробовать использовать зафиксированные тушки амфибий в 2-4% водном растворе формальдегида, предварительно вымоченные в воде. Далее нужно изготовить формы («копии» тушек) для последующей заливки алебастром (или иным составом). Чтобы изготовить формы для последующей заливки необходимо прогреть на водяной бане (электрической плите) металлический кювет или иную металлическую емкость, заполненную парафином с таким расчетом, чтобы тушка амфибии была погружена чуть-чуть в парафин. На водяной бане необходимо полностью расплавить парафин до жидкого состояния, затем емкость можно снять и подождать, чтобы парафин слегка остыл. Теперь можно аккуратно опускать заформалиненную тушку в парафин вверх брюхом. При необходимости с помощью пинцета или препаровальных игл можно откорректировать положение тушки. Теперь ждем, когда парафин застынет, но не до окончательного отвердевания (тогда сложно вытащить тушку). Когда будет достигнута нужная твердость, необходимо вытащить тушку. Зафиксированные тушки амфибий обладают необходимой жесткостью для того чтобы их можно было вытащить без поломки их самих и формы. Для этого надрезаем скальпелем тонкий слой парафина над брюшком и лапками земноводного, аккуратно смахиваем кисточкой. Далее аккуратно вытягиваем тушку из парафина при необходимости еще подрезаем парафин скальпелем где нужно. После того, как вытащили тушку кисточкой очищаем полученную форму от кусочков парафина. Следует отметить, что пластилин использовать как заменитель воска, гораздо хуже, поскольку пластилин хуже фиксирует тонкие детали тушки, деформируется при извлечении животного (при этом происходит порча слепка). Кроме этого, при плавлении пластилин дает сильный запах гари, а после отливки в такие слепки гипса – на готовом гипсовом изделии остается слой пластилина, по котором трудно ложится краска. Все это позволило нам в серии экспериментов отдать предпочтение парафину.

Теперь готовим смесь алебастра с водой и заливаем форму (для жесткости перед заливкой в форму можно положить «каркас» - проволку). После того, как алебастр застынет, емкость можно опять ставить на водяную баню с целью извлечений «копии» амфибии из алебастра. Парафин можно использовать еще раз для отливки, каждый раз добавляя несколько парафиновых свечей.

С полученной алебастровой копией уже можно работать. Зачистить от избытка алебастра брюшко, довести до нужной формы. Если повреждены лапки долепить их из глины. Далее покрыть водоэмульсионной краской или сразу белой акриловой краской и раскрашивать (предпочтение – масляным краскам), для придания блеска нужным участкам – используется глянцевый акриловый лак.

Изготовление слепка травяной лягушки в четыре этапа.

2 этап. Создание экспозиции.

После изготовления алебастровых копий можно приступить к созданию экспозиции. Для выполнения данной задачи я ознакомился с вариантами экспозиций, диорам, выполненных различными пользователями сети Интернет. Изготовление фонов сходно с принципами, изложенными в старой литературе по моделированию железных дорог.

Один из этапов создания композиции (из сети Интернет).

В качестве основы для экспозиции я решил использовать многослойную фанеру на которую наклеил несколько слоев пенопласта таким образом, чтобы разделить пространство экспозиции на 4 горизонтальных уровня: - водоем, - суша прилегающая к водоему (пойма), - склон, - плакор, а также предварительно вырезал углубления для постановки амфибий. Далее пенопласт необходимо проклеить марлей с ПВА. После просушки марля станет более жесткой, натянется. Теперь можно приступать к покраске (также предпочтительно использовать акрил или масляные краски), нанесению природных материалов, имитирующих поверхность биотопа с использованием клея ПВА, Момент-кристалл (мох, песок, торф, листья и т.д.).

Изготовление экспозиции в четыре этапа.

Последний этап - установка экспозиции в специальный стол, нанесение подписей и легенды. Остекление и освещение – одни из важных последних этапов в данной работе.

В заключение, я хочу выразить искреннюю признательность Прохоровой Наталье за художественное оформление и помощь на всех этапах работы.

Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Группа Вконтакте
  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz